profile
Опубликовано 4 года назад по предмету Литература от Milkovskaya

"Я полон дум о юности веселой но ничего в прошедшем мне не жаль" Одинакова ли инотация этих строк? Как передано раздумье поэта?

  1. Ответ
    Ответ дан gbcmrfvtkrfz

    Это стихотворение лирическое и философское. Природа стала помощницей поэта в его раздумьях о жизни и смерти, о творчестве и бессмертии. 
    В первой строфе дана обобщенная картина поздней осени, которая передает печальное настроение лирического героя: 
    Отговорила роща золотая 
    Берёзовым, весёлым языком, 
    И журавли, печально пролетая, 
    Уж не жалеют больше ни о ком. 
    Строфа основана на золотом, ярко- жёлтом цвете. Осеннее золото - это венец жизненного пути, пора увядания, но не дряхлого, а возвышенного и торжественного. Это и символически возвышенное определение прекрасного и цвет осени. 
    Но всё-таки, стихотворение больше грустное, чем торжественное: тема странника, бесприютности (« печально пролетая, не жалеют больше ни о чём»), подчеркнутая холодным цветовым эпитетом: «над голубым прудом», не позволяет бесконечно радоваться золотым краскам осени. 
    О всех ушедших грезит конопляник 
    С широким месяцем над голубым прудом. 
    Одиночество и бесприютность лирического «я» особо ощутима в строфе, где лирический герой один среди осенней голой равнины: 
    Стою один среди равнины голой, 
    А журавлей относит ветер в даль, 
    Я полон дум о юности весёлой, 
    Но ничего в прошедшем мне не жаль. 
    Явно возникает мысль о том, что лирический герой начинает новую жизнь, но он не отвергает своё прошлое. Он с теплой грустью вспоминает о весёлой юности. 
    Стою один среди равнины голой, 
    А журавлей уносит ветер в даль… 
    Но всё же, чувствуется некая беспомощность, ведь «журавлей относит ветер вдаль» - не сами журавли улетают отсюда... Наверное, и сам лирический герой не властен над самим собой в эти минуты. 
    Соотнесение весны в душе человека (“души сиреневая цветь”) , и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ: 
    В соду горит костёр рябины красной, 
    Но никого не может он согреть... 
    Кажется, в словах «никого не может он согреть» - высшая степень безысходности. В этих строках Сергей Александрович Есенин делает особый акцент на ярко-красный цвет, который особенно выделяется на фоне всеобщей желтизны («от желтизны не пропадёт трава»). Часто в художественной литературе красный – это цвет тепла, счастья и радости, но поэт нашёл ему другое применение. У Есенина красный, хоть и пламенный, горящий, но всё же какой-то безжизненный, не дающий ни тепла, ни жизненной силы. 
    В стихотворении поэт раскрывает тему увядания природы. 
    Но строка: 
    Не обгорят рябиновые кисти... 
    - несколько противоречит предшествующим мыслям о том, что всё увядает, пустеет. Возникает утверждение того, что роща не может отговорить навсегда и человек не может 
    не жалеть о прошедшей молодости. Несмотря на отрицание, всё-таки вызываются представление о сожженном, невольно возникает ассоциация с чем-то чёрным и хмурым. 
    Тихое падение листьев доносит до читателей мотив некогда сильных порывов любви. 
    Всё вдруг завершается темой двух главных стихий: времени и ветра, они переводят действие в иное «космическое» измерение. 
    И всё же мы возвращаемся к настоящему времени, к жизни, хотя и отговорившей. 
    Концовка стихотворения кажется довольно трагической, но сами воспоминания о прошумевшей, процветшей жизни наводят на приятные, хоть и грустные мысли. И пусть жизнь прошла, но она была яркой и весёлой.